КУДА И В КАКИХ СЛУЧАЯХ ОБРАЩАТЬСЯ

за защитой нарушенных прав

 

Какому должностному лицу надо направить свое обращение? Кто вправе принимать решения по тем или иным вопросам? Даже обоснованное и хорошо написанное ходатайство заранее обречено на неудачу, если оно направлено не по назначению. Какие же органы власти могут помочь человеку в различных вопросах, которые они затрагивают в своих жалобах и ходатайствах?

 

ПРОКУРАТУРА

 

В прокуратуру можно обращаться с вопросами, связанными с исполнением или нарушением законов. Если какое-либо учреждение или организация нарушает Ваши права (будь то отказ в предоставлении льгот, положенных по закону, или отказ в выдаче справок вопреки требованиям законодательства), наиболее простой и быстрый способ повлиять на нарушителя - обратиться в прокуратуру.

Каждый довод, изложенный в обращении, должен быть объективно проверен, заявителю должен быть направлен мотивированный ответ. Устное обращение должно быть зарегистрировано в книге личного приема. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ. Если обращение не подлежат разрешению в органах прокуратуры, его должны в пятидневный срок направлять по принадлежности, извещая об этом заявителей, или разъяснить им, куда следует обратиться. Обращение должно быть рассмотрено в месячный срок, а по вопросам не требующим дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

Отказ в удовлетворении обращения должен быть аргументирован нормами закона, конкретными доказательствами со ссылкой на материалы проверок, уголовных, гражданских и других дел. При получении не удовлетворяющего вас ответа вы вправе обжаловать его в вышестоящую прокуратуру или в суд по месту вашего нахождения опять-таки в течение месяца после получения ответа или после истечения срока, установленного на ответ.

 

ДЕПУТАТЫ

 

По поводу действий органов власти, нарушающих Ваши права, можно обратиться к депутатам. Депутат не вправе, скажем, отменить незаконные решения учреждений и должностных лиц. Не может он отменить и судебное решение. Но депутат, получив от вас жалобу, вправе запросить начальника: почему, на каких основаниях он принял то или иное решение? Получив разъяснения и посчитав, что основания незаконны, депутат вправе изложить свое мнение и попросить отменить решение. Если начальник будет упорствовать, депутат может обратиться к начальнику начальника и т.д. Кроме того, депутаты обладают расширенными возможностями получения информации, ответ на депутатский запрос должен быть направлен незамедлительно, а при необходимости подготовки материалов не позднее 30 дней. Поэтому, если Вы не можете добиться от того или иного учреждения вразумительной информации самостоятельно, Вы можете сделать это при помощи своего депутата.

В суды и вышестоящие инстанции бессмысленно жаловаться на несправедливое законодательство. Так как суды и органы исполнительной власти призваны исполнять нормы закона, какими бы они не были. В таких случаях имеет смысл обратиться к депутатам Государственной Думы РФ. Депутаты Государственной Думы обладают правом законодательной инициативы, они могут вносить на рассмотрение в Государственную Думу законопроекты и поправки к ним. Законодательные инициативы депутатов подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой. Законы, которые содержат положения противоречащие Конституции, могут быть обжалованы в Конституционный суд РФ.

 

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Для разрешения не удовлетворившего Вас решения надо идти по инстанциям - ступеням, снизу вверх. Проходя по "лестнице" инстанций, надо указывать, куда Вы уже обращались и какой получили ответ. Поэтому вышестоящая инстанция только тогда должна подключиться к жалобе, когда нижестоящая вам ответила, и ответ Вас не удовлетворил. Причем, если в установленный законом срок ответа не последовало, молчание должно расцениваться как отказ.

Жалобы на действия органов власти в суде принимаются в течение трех месяцев, после того, как гражданину стало известно о нарушении его права. Обжаловать решение вышестоящей инстанции можно в течение одного месяца со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе, либо, если письменное уведомление об отказе так и не пришло - в течение месяца со дня истечения месячного срока после подачи жалобы в вышестоящую инстанцию. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

        Из всех этих требований вытекает еще один очень важный вывод: необходимо оставлять у себя копии своих обращений и иметь возможность доказать, какого числа они были отправлены.

      

МИЛИЦИЯ

 

К заявлениям относятся, как письменные, так и устные сообщения граждан. В независимости от того, какую информацию о преступлениях или правонарушениях содержат заявления, все они должны быть зарегистрированы в строгом и обязательном порядке.

Информация о преступлениях и происшествиях не зависимо от времени и места их совершения принимается в любом органе внутренних дел круглосуточно штатными дежурными по ОВД. Если сообщение поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с его регистрацией в книге учета сообщений в дежурной части органа внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон и выдает его заявителю. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке указываются сведения о заявителе, краткое содержание заявления, регистрационный номер по Книге учета сообщений, подпись лица, принявшего заявление, дата регистрации заявления. В талоне-уведомлении указываются сведения о лице, принявшим заявление, регистрационный номер по Книге учета сообщений, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного. Именно этот талон-уведомление должен быть выдан заявителю на руки.

Анонс: 
КУДА И В КАКИХ СЛУЧАЯХ ОБРАЩАТЬСЯ за защитой нарушенных прав